Источники информации:
ХАЛЯЛЬ ИЛИ ХАРАМ?
Одна из центральных дихотомий в исламе — это халяль и харам, разрешенное и запретное. Дискуссии о запретности или дозволенности охватывают огромное количество явлений. Например, можно ли слушать музыку, отмечать день рож
дения и Новый год, обязательно ли женщинам носить хиджаб и многое другое. Помимо халяля и харама существует еще одна, промежуточная категория — макрух, то есть нежелательное, но не запрещенное действие.
Этот вопрос много раз поднимался на мусульманских Q&A-ресурсах. Как правило, все они дают примерно один и тот же ответ: игры разрешены, но с оговорками.
Прежде всего, развлечения не должны мешать выполнению религиозных обязанностей, особенно пятикратной молитвы, и содержать запрещённый контент.
В дебатах о дозволенности игр нередко можно встретить аргумент, что видеоигры — это бесполезное занятие, а значит, запрещенное. «Сын Адама имеет две милости, которые растрачивает попусту: свободное время и здоровье», — цитирует хадис Пророка шейх Халид Аль-Фулейдж.
Чаще всего в список запрещенного входят азартные игры, одобрение колдовства и магии, музыка, насилие, неуважение к исламу, ширк и обнажение аурата (части тела, которые не дозволено видеть никому, кроме супруга или близких родственников). Последнее особенно актуально, учитывая характерную для видеоигр сексуализацию женских персонажей.
Популярный в интернете шейх Асим Аль-Хаким, отвечая на один из вопросов о видеоиграх, отметил, что игра, будучи фикцией, не приводит к греху.
https://www.youtube.com/watch?v=n3Bllk67Dn8
Создание аватаров и игровых персонажей — еще один вопрос, который тревожит мусульман-геймеров. Существует ряд хадисов, которые можно интерпретировать как запрет на изображение людей и животных. Одни мусульмане склоняются к тому, что любое создание изображений живых существ противоречит исламу, в то время как другие считают, что изображение запретно, если оно имеет цель идолопоклонничества. На одном из Q&A-форумов задали вопрос, будет ли грехом создание персонажей в рестлинг-игре WWE или, например, в Roblox и FIFA. Компромиссное решение предложил шейх Асим Аль-Хаким. По его мнению, харам — это самостоятельно размещать на лице персонаже глаза, рот и другие части тела, но не запрещено выбирать пресеты персонажей.
Российские мусульманские деятели считают игры дозволенными при условии, что они не содержат запретного и не отнимают времени от религиозных практик. На русскоязычных ресурсах чаще бьют тревогу по поводу игровой зависимости. «[Игромания] — это болезнь XXI века, которая, к сожалению, все больше и больше охватывает и нас, мусульман», — пишет мусульманский сайт «Алиф.тв». Жертвами игровой зависимости видятся дети, а игры часто признают бесполезным занятием, которое только развращает человека. «Компьютерные игры стали чем-то вроде детской инфекции. Сегодня многие ученые и социологи считают, что компьютерные игры — это наркотики. Они вызывают привыкание. От них сложно отвыкнуть. Не каждый осознает, что такие игры очень вредны», — говорится на сайте IslamDag.
Турецкий исследователь Эмер Чингиз решил выяснить у геймеров-мусульман, почему они играют, и пришел к выводу, что игры все еще предстают нежелательным занятием, которое нужно оправдывать. Участники опроса говорили, что так можно найти друзей и снять стресс, и подчеркивали, что в играх есть познавательные и образовательные компоненты. Часто ответы были противоречивыми: в них было и осуждение игр, и вместе с этим признание их пользы.
ВЫВОДЫ
Чем является игра, храмом и халялем, определяется самой игрой. Её содержанием, сюжетом, геймплеем.
Игра должна быть полезной.
Игра должна способствовать исполнению религиозных обязанностей Игрока.
Игра не должна содержать изображения РЕАЛЬНЫХ людей и животных. Это не касается фантастических, вымышленных персонажей.
Игра не должны содержать элементов имеющих отношение к идолопоклонству, многобожию, религиозным заблуждениям.
Рамиль Бикмухаметов
6 июня 2024
+7 968 7416272
Комментарии
Отправить комментарий